Воскресенье, 19.05.2024, 14:20Приветствую Вас Гость | RSS
Дорога в школу
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 139
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Учебно-методическая разработка по развитию толерантности «Учитесь властвовать собой»

Учитесь властвовать собой.

Цель:  убедить детей в необходимости учиться сдерживать свои негативные эмоции, формировать умение сдерживать свои негативные эмоции разными способами.

Задачи:  развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности, формировать коммуникативные УУД, а именно: умение разрешать конфликтные ситуации; планировать сотрудничество с партнером; владеть монологическими и диалогическими формами речи.

Ход урока.

1.     Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

– Здравствуйте, уважаемые гости; ребята готовы к занятию: «Учитесь властвовать собой».

– Настрой на урок « Говорит цветку цветок».

 

Говорит цветку цветок:

– Подними свой лепесток.

Выйди на дорожку и притопни ножкой,

Да головкой покачай, утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка: вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все, день встречать во всей красе!

 

2.     Работа по теоретической части урока.

«Учитесь властвовать собой» - это слова А.С. Пушкина.

(кто такой А.С.Пушкин? – ответы детей)

– как вы понимаете эти слова?

(стараться контролировать себя, сдерживать свои эмоции, вести себя в обществе достойно, не давать волю своим отрицательным чертам характера: грубости, зазнайству, агрессивности, негативному отношению к людям других национальностей)

 – все люди – и взрослые, и дети – иногда приходят в ярость и дают волю своему гневу. Правда, воспитанные люди стараются сдерживаться и скрываться как можно  реже.

– некоторые дети так злятся, что теряют контроль над собой, начинают топать ногами, кричать, плакать, кататься по полу.

Если бы в один из таких моментов этот ребенок мог посмотреть на себя со стоны, он бы испытал чувство стыда за свое поведение.

(рассматриваем иллюстрацию № 1 – мальчик расстроен, обижен, это может перейти в гнев)

Вспомните такие случаи из своей жизни.

– Если часто давать волю своему гневу, то несдержанность может перейти в плохую привычку. Таких детей не очень любят в коллективе. Есть риск растерять всех своих друзей и остаться одному.

(рассматриваем иллюстрацию №2 – почему мальчик один? (хулиган, идёт на злое дело) – чтение стихотворения «Два снежка»)

Два снежка

Погода снежная была,

Отличная погода,

Швырнул снежком из-за угла

Я прямо в пешехода!

Он рассердился, поднял крик,

Что снег попал за воротник,

Что так нельзя, что стыдно так,

Что к людям я не чуток.

Подумайте, какой чудак:

Не понимаете шуток!

Погода снежная была,

И мне гулять охота,

Но вдруг снежком из-за угла

В меня швыряет кто-то!

Снег тает под воротником - 

Я простужусь, пожалуй!

Швырнул мне в спину снежный ком

Какой-то глупый малый!

Он просто трус и озорник

И человек нечуткий!

Бросать снежки за воротник –

Какие ж это шутки!

(иллюстрация №3 – гораздо приятнее быть добрым, иметь больше друзей)

Идут дети

По земле шагают дети –

Сколько их на белом свете!

Сколько слышно песен детских –

Польских, чешских и немецких!

Это мы поем, шагая,

Перед нами мир без края,

И смешался в поднебесье

Гром работы с гулом песни.

Труд наш песню зажигает,

Песня путь нам освещает –

Мы над всей землей развесим

Огоньки веселых песен.

Трудных дел для дружных нету!

Обойдем мы всю планету.

Если мы преграду встретим,

То помогут дети детям.

Сколько слышно песен детских –

Датских, шведских и турецких,

Польских, русских и испанских,

Европейских, африканских!

Труд наш песню зажигает,

Песня путь нам освещает –

Мы над всей землей развесим

Огоньки весёлых песен!

         Если у вас возникла проблема в общении с кем-либо, попробуйте спокойно поговорить, обсудить ситуацию. Не забывайте о том, что вы – люди, а не животные, которые хотят съесть один и тот же кусок мяса, и единственный способ для них разрешить это – подраться.

(иллюстрации с улыбающимися людьми, общение людей друг с другом, с природой)

Итог:  – чтобы вырасти здоровым человеком, психически уравновешенным, нужно уже в детстве научиться правильно реагировать на разные жизненные обстоятельства.

Помните, что ссоры, ненависть, злоба не прибавляют здоровья никому, а расшатывают его. Давайте беречь здоровье! А учиться сдерживать свои отрицательные чувства начнём прямо сейчас!

1.     Упражнение «Ласточка»

(расслабление мышц рук, ног, корпуса)

- ласточка летает, устаёт, садится, отдыхает, опять летит.

2.     Игра «Обзывалки»

(сели в круг)

Сейчас мы поучимся не отвечать на обидные слова обидой.

По кругу будем передавать шарик новогодний. Вспомним новогодние праздники, подняли себе настроение.

Передаем шарик и называем друг друга разными необидными словами (овощи, фрукты, грибы, мебель и т.д.) «А ты редиска…»

Когда шарик обойдёт круг, скажем друг другу что-нибудь приятное, улыбаясь, с любовью «А ты – лапонька, киска, солнышко и т.д.».

Спасибо за игру.

Я вас просила говорить с любовью.

– А что же такое любовь!

(высказывания детей; плакат на стене)

Старайтесь любить людей, себя, природу, - весь окружающий мир.

– Рядом с таким замечательным чувством, как любовь идет ненависть.

– Что же такое ненависть?

– К чему может привести ненависть одного человека к другому?

(высказывания детей; плакат на стене)

– В самом начале урока мы говорим о гневе. Гнев – что это такое?

(высказывания детей; плакат на стене)

Старайтесь сдерживать злобу, гнев и вы вырастете спокойными и приятными в общении людьми.

         Еще в XI веке таджикский поэт, ученый, математик Омар Хайям сказал так:

 

Других не зли, и сам не злись,

Мы – гости в этом мире бренном.

И если что не так, смирись,

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной слушай головой,

Ведь в жизни всё закономерно –

Зло, извлеченное тобой,

К тебе вернётся непременно.

3.     Есть такая игра «Мешочек, коробочка чувств».

(туесок в классе)

– Какие чувства вы знаете?

(радость, горе, печаль, восторг, злость, обида, зависть, толерантность, нетерпимость)

 – Давайте их разделим на положительные и отрицательные.

(каждое чувство кратко разобрать, на толерантности остановиться подробно)

Положительные отметим зеленым цветом, а отрицательные – розовым:

(лист, на нем красным цветом отрицательные, а зеленым – положительные)

ЗЛОБА                                  УВАЖЕНИЕ

ЗАЗНАЙСТВО                    ДОБРОТА

ГРУБОСТЬ                          РАДОСТЬ

ЗАВИСТЬ                             ЛЮБОВЬ

ОБИДА                                 ВОСТОРГ

НЕНАВИСТЬ                      БЛАГОДАРНОСТЬ

АГРЕССИВНОСТЬ           ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ

– А теперь вы поочереди называете своё отрицательное чувство и «кладете» его в мешочек, коробочку.

(после этого мешочек завязывается; прячется в дальний угол)

         Чтобы негативные эмоции не вышли оттуда и не поселились в наших душах.

(Песня: «Если добрый ты…» - исполнение хором)

4.     А  теперь, несколько способов сдерживания негативных эмоций.

Вас обидели, назвали плохим словом, хочется ответить…

а ) досчитать до 10 – обида уляжется.

б ) встать у зеркала и состроить себе смешные рожицы – настроение поднимется.

в ) обидное слово повторить: басим, писком, шёпотом, пропеть, сказать не разжимая зубы – обида исчезнет.

(эти способы дети пишут мелом на доске)

Рефлексия.

Работа в парах, один говорит обидное слово – другой реагирует одним из способов.

Работа в парах. Один рассказывает о своём несчастье, а другой его утешает.

5.     Если вам хочется побыть одному.

Попробуйте мысленно превратиться в пингвина. Вспомните, как смешно он ходит, переваливаясь с ноги на ногу и хлопая крыльями. Пройдитесь и вы так, это вас развеселит.

Или попробуйте стать слоном. Ты большой и сильный. Осторожно! Постарайся ничего не сломать.

Полейте себя водой из хобота. Это так приятно.

И обида вместе с водой уходит.

(ходим по залу, можно спеть песню «Розовый слон» - утешение)

6.     Как еще можно справиться с обидой?

Представьте, что вы кладете свою обиду на ладошку и сдуваете её.

(коллективное сдувание)

 Написать свою обиду на листке бумаги, разорвать, кинуть в общую кучу, а потом обсыпаться всем вместе этими кусочками бумаги.

(«Лист гнева»)

– Что  вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

И последнее упражнение «Брыкание».

– Ребенок ложится на спину на ковёр, ноги свободно раскинуты. Он начинает медленно брыкаться, всей ногой касаясь пола.

         Поочередно то правой, то левой ногой.

         При каждом брыкании громко произносите слово «Нет».

(игра позволяет снять эмоциональное напряжение, связанное с накоплением гнева, способствует расслаблению мышц спины, ног и корпуса)

Итог урока.

         Надеюсь, эти способы помогут вам справляться с горестями, обидами  и плохим настроением.

         Говорят, что мир – это зеркало. Если ты смотришь в него с любовью и улыбкой, оно тебе ответит тем же. И если ты хочешь, чтобы к тебе относились по-доброму, будь добр сам.

         Вот и закончено наше занятие «Учитесь властвовать собой».

         Занятие закончилось, но каждый из нас будет стараться быть:

Продолжи фразу: «Я буду…»

(по кругу передаётся мягкая игрушка, а в центре стоит свеча, после последнего упражнения все вместе задувают эту свечу)

Урок окончен. Всем спасибо!

Категория: Мои статьи | Добавил: ElenaAlexandrovna (12.11.2011)
Просмотров: 1369 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz