Воскресенье, 19.05.2024, 15:28Приветствую Вас Гость | RSS
Дорога в школу
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 139
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие исследовательских способностей у учащихся начальной школы

Земская Елена Александровна, учитель начальных классов

МОУ СОШ №28

Развитие исследовательских способностей у учащихся начальной школы

         Мир состоит из храмов души человеческой. Мой мир – это я, моя семья, мои ученики, мои друзья.

         Мне хочется, чтобы в моем мире было тепло и светило солнце.

         Мне хочется, чтобы я понимала всех, и другие понимали меня, поэтому мы живем по законам жизни, которые были созданы самим человеком на протяжении многих столетий.

         Одно из главных правил учителя: «Загляни под каждый камень».

         Воспитание и развитие одаренного ребенка всегда представляло трудности. Для начала надо понять: какого ребенка считать одаренным?

         Для себя я попробовала составить список из тех качеств, которыми должен обладать одаренный ребенок:

1.     любознательность;

2.     большое желание учиться;

3.     всегда быть в поиске;

4.     желание повышать самообразование;

5.     уметь видеть проблему и находить пути ее решения…

Можно продолжать до бесконечности, но в этом ли цель?

Самое главное – создать условия для развития одаренного ребенка и в учебной деятельности и во внеучебной.

О внеучебной деятельности речь и пойдет.

Так называемое дополнительное образование формирует социальный опыт обучающихся в неформальных условиях, позволяет освоить социальные роли, организует практическую совместную деятельность, обеспечивает индивидуальное развитие ребенка в соответствии с его желаниями.

В школьном этнографическом музее «Русская изба» МОУ СОШ №28 г. Томска исследовательской деятельностью занимается группа учащихся уже 3 года.

Я, как учитель начальных классов и руководитель музея, сочла перспективным и продуктивным развивать исследовательские способности талантливых учащихся младшего школьного возраста.

При организации исследовательской работы рекомендуется соблюдать следующие этапы:

1.     мотивация ученика на исследовательскую работу;

2.     выбор направления исследования;

3.     планирование исследования;

4.     осуществление исследования;

5.     обсуждение результатов исследования;

6.     оформление результатов исследования;

7.     представление результатов исследования.

На каждом этапе есть свои цели и задачи.

Главное для ученика – понять важность и необходимость занятий исследовательской работой, а для учителя – показать важность и необходимость занятий исследовательской работой.

Одним из важных моментов является оценивание результатов выполнения исследовательской работы. Это похвала, награждение грамотами, дипломами, подарками, участие в конкурсах, научно-практических конференциях на уровне школы и города.

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования.

Хорошо, если уже при первоначальной формулировке темы, она начинается со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние и т.д.

Тема работы подкрепляется рабочей гипотезой и созвучна с целью работы. После постановки цели, исследователь задает ряд вопросов по заданной теме.

На следующем этапе написания исследовательской работы указываются методы исследования. Это может быть анализ литературных источников по данной проблеме, проведение мини-конференций, анкетирование, проведение эксперимента и т.д.

Следующий этап – обсуждение полученных результатов, а именно их анализ. Это важно для юного исследователя, т.к. формирует его научное мировоззрение.

Исследовательская работа заканчивается главой «Выводы».

Выводы – это положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы отвечают на вопросы, поставленные в цели работы, являются результатом анализа полученных данных.

Планирование работы по теме исследования имеет традиционное академическое построение:

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Во введении сформулированы цель, гипотеза и методы исследования, которые получили раскрытие, и подтверждение в основной части и заключении работы.

Все это можно проследить на примере исследовательской работы «Роль куклы в жизни девочки».

На занятиях в музее мы изучали быт русской деревни, в именно – игрушки, которыми играли крестьянские дети в прошлом веке.

У многих юных исследователей возник вопрос: Как же изготавливали первых кукол? Нам пришлось отправиться в Томский областной краеведческий музей, где на постоянной действующей выставке мы получили часть ответа на вопрос.

Следующим этапом было – изучение литературы, в которой дается четкий план изготовления первых тряпичных кукол, их классификация, функции и роль в обществе.

Информации было много, желания узнать все о куклах – огромное. Потребовался план исследования:

1.     выяснить что такое кукла, происхождение куклы

2.     русская традиционная кукла, ее виды, цель изготовления

3.     роль куклы в современной культуре

4.     спрос на куклу в городских магазинах

5.     проведение конференции в школьном музее «Кукла в моей жизни».

Во время этапа осуществления исследования дети научились изготавливать тряпичных кукол, собрали коллекцию современных кукол, проели в музее конференцию «Моя любимая кукла», встретились в магазине игрушек с продавцами и получили ответ на вопрос: «Какие куклы популярны сейчас?».

Результаты были получены. Настало время обсудить их и проанализировать. Это очень важный этап, т.к. на основе результатов исследования строятся выводы:

1.     кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности.

2.     в прошлом куклы служили обрядовым символом

3.     содержание куклы проявлялось в игре

4.     известно много видов русской тряпичной куклы

5.     кукла популярна и в современном мире

6.     самые востребованные куклы производства фабрики «Весна»

7.     многие девочки играют в куклы до подросткового возраста

8.     кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивает фантазию, воображение. 

И вот он, самый ответственный момент – представление результатов исследования в школьном музее.

Наша работа заинтересовала не только маленьких слушателей, но и старшеклассников, и даже – учителей!

На городской научно-практической конференции в апреле 2008г. наша исследовательская работа оказалась лучшей!

В 2008-2009гг. мы продолжаем работать над развитием исследовательских способностей младших школьников. Результатом работы стало исследование на тему: «Изучение влияния моды на русскую мужскую рубашку с X-XXI века». На городской научно-практической конференции «Путь к истокам» в марте 2009г. мы снова лучшие! В 2010г. наша работа получила практическое продолжение: девочки сшили русскую рубашку по старинным выкройкам и представили свой проект на городской научно-практической конференции «Юные дарования – Томску», где заняли первое место.

Главным в нашей работе является умение удивиться чему-либо и увидеть проблему, порассуждать и понять суть явления, а также защитить свою точку зрения. Большое удовлетворение получает ребенок от сознания того, что он самостоятельно совершил маленькое открытие. Это и есть победа наша общая над незнанием, неумением, нежеланием.

При оценке исследования необходимо обратить внимание на то, что же изменилось в мире, в жизни детей после выполнения работы, интересно ли это ученикам. Дети сами ответили на этот вопрос своими победами и достижениями.

Разве это не развитие одаренного ребенка в маленьком школьном музее?

Категория: Мои статьи | Добавил: ElenaAlexandrovna (12.01.2013)
Просмотров: 1609 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz