Воскресенье, 19.05.2024, 15:20Приветствую Вас Гость | RSS
Дорога в школу
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 139
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Метод проектов в начальной школе

Метод проектов в начальной школе.

«Человек увеличивает своё счастье в той мере,

в которой он доставляет его другим»

Бентам

Что является счастьем для учителя? Успех его учеников. Что же способствует успешному обучению современного школьника?

С годами у меня сложилось такое убеждение, что успешного человека отличают следующие качества:

- активная жизненная позиция;

- умение самостоятельно найти информацию;

- умение продуктивно общаться;

- желание и умение улучшать окружающую действительность.

Но традиционный урок с преобладающим объяснительно – иллюстративным методом преподавания, который до сих пор встречается в практике педагога, не способствует формированию этих умений. Здесь ярко выражено противоречие между познавательной, творческой активностью и репродуктивным характером учебной деятельности.

Но какой тогда должна быть учебная деятельность?

1.      Пробуждать познавательный интерес, учебную мотивацию.

2.      Обеспечивать совместную поисковую деятельность школьников.

3.      Способствовать выражению своей точки зрения, отстаивать свои взгляды, уметь слушать других.

Сравнив существующие педагогические технологии и методы обучения, я сделала вывод, что в начальных классах  устранять данное противоречие можно с помощью метода проектов. И это стало главной идеей моей профессиональной деятельности.

Применение этого метода мною было начато 5 лет назад. За этот период я познакомилась с работами разных ученых-педагогов. Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник в США 100 лет назад. Джон Дьюи – назвал его «Методом проблем». Метод проектов привлек внимание русских педагогов. В 1905 году  С.Т. Шацкий организовал группу педагогов для разработки и внедрения метода проектов в образование.

В современной научной литературе отмечены работы Пахомовой Н.Ю., Сергеева Н.С., Чечель И.Д. и других.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Опыт мой сформировался во взаимодействии с коллегами.

Насонова Е.Ю. – учитель русского языка, ее программа факультативного курса «Проектно-исследовательская деятельность».

Астахова Е.В. – программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС для 1-4 класса «Я – исследователь».

Шкадь М.А. – учитель технологии её факультатив «Основы проектирования» для 10-11 классов.

Стало понятно, что метод проектов более успешно используется во внеурочной деятельности, но в последние годы появился опыт, когда 1 этап проекта разворачивается на одном из уроков (мотивация к деятельности, формирование целей, планирование), а реализация проекта выносится во внеурочную деятельность.

В течение 5 лет я занимаюсь адаптацией проектного метода к возрастным особенностям и учебной деятельности младших школьников.

Цель моей работы: создание условий для введения метода проектов в начальной школе.

Исходя из цели были поставлены задачи:

1.      Вовлечь детей в проектную деятельность

2.      Научить представлять продукты проектов

3.      Использовать ИКТ для поиска, обработки и представления информации.

Новизна опыта.

Состоит:

·         в применении метода проектов в учебно – воспитательной деятельности образовательного учреждения в рамках перехода на стандарты второго поколения.

·         Расширение зоны ближайшего и активного развития в процессе самостоятельного исследования проблемы.

·         В выходе проектов учащихся за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности других участников педагогического процесса.

С помощью метода проектов возможно научить учащихся:

1.      Выявлять и формулировать проблемы.

2.      Проводить их анализ.

3.      Находить пути их решения.

4.      Находить необходимый источник информации.

Метод учебного проекта характеризуется как:

·         Личностно-ориентированный

·         Деятельностный

·         Развивающий умения самопрезентации и рефлексии

·         Воспитывающий целеустремлённость, толерантность, коллективизм, ответственность, инициативность.

Виды проектов, используемых в моей практике.

1.      Исследовательский:  (включает обоснование актуальности темы, обозначает задачи исследования, выдвижение гипотезы с проверкой, обсуждение результатов)

2.      Информационный – направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления – публикация, отчёт, беседа и др.

3.      Творческий – предполагает свободный подход к оформлению результатов (театрализация, журнал, видеофильм)

4.      Практико-ориентированный – нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Это могут быть учебные пособия для учителя, выставка-продажа на фестивале, ярмарке.

Как используется метод проектов в урочной деятельности.

·         Проблемное введение в тему урока

·         Постановка цели и задач урока вместе с учащимися

·         Совместное или самостоятельное планирование выполнения практических задач

·         Групповые формы работы на уроке

·         Выдвижение идеи

·         Формулирование предположений

·         Поиск дополнительной литературы

·         Подготовка сообщения

·         Самоанализ и рефлексия

·         Поиск альтернативных способов решения проблемы

Практическое значение.

            Применение метода проектов с первого класса включает только его элементы. Например: на уроке окружающего мира возник вопрос: «Все ли снежинки одинаковы?». Было организовано наблюдение на экскурсии, результат – рисунок. Так в 1-ом классе проектная деятельность осуществлялась учениками на эмпирическом уровне.

            Во 2-ом классе работа продолжилась на базе школьного-этнографического музея «Русская изба». В процессе знакомства с русской культурой, у детей появилось много вопросов, которые потом переросли в интерес к исследованиям различных явлений и событий.

            Так началась работа над нашим первым исследовательским проектом «Кукла в жизни девочки». Целью которого было выяснить: почему кукла – популярная игрушка, на сколько востребована сейчас. В 2008 году наш первый проект был успешно представлен на городской конференции «Исследовательский дебют», где занял 1-е место. Этот проект в дальнейшем перешел в практико-ориентированный.

            На занятиях в музее «Русская изба» мы изучили историю русских народных кукол, изготовили 15 разных куколок и организовали выставку, которая стала самой любимой экспозицией наших гостей. За год на экскурсиях в музее побывало боле тысячи человек. Эта экспозиция мобильная, мы выступаем с ней в других школах, в ТГПУ, в ТГУ.

            У детей других классов возник интерес к изготовлению тряпичных кукол. Участники проекта, а их к тому времени стало около 20 человек, совместно со мной и руководителем кружка «Пуговка» на базе ДДТ «Планета» подготовили и провели около 10 мастер – классов в нашей школе и других школах города. Проект получил широкое последействие:

·        С 2010 года мы постоянные участники фестиваля «Детский Арбат», который проводит ТОКМ с Департаментом образования. В Театральном сквере мы проводим мастер-классы по изготовлению русской народной тряпичной куклы. Все желающие могли научиться изготавливать эти куклы или купить.

·        В 2012 году в нашей школе совместно с Фондом Алены Петровой проходила благотворительная ярмарка, деньги от которой были перечислены в фонд детей больных раком крови. На этой ярмарке нами было продано 10 кукол, вырученные деньки были перечислены в фонд.

·        Традиционно в Рождество принято дарить подарки. Всем известно что лучший подарок  - это подарок сделанный своими руками. Каждый год педагоги нашей школы получают поздравление от ребят – участников творческого проекта «Святочные вечера». А в 2013 году ребята преподнесли учителям нашей школы по кукле «Рождественский ангел».

·        Бразильские студенты – волонтеры, побывавшие на практике в нашей школе в 2012 году, познакомились с моими ребятами и получили на память «Рождественского ангела и куклу «Крупеничку», что вызвало большой эмоциональный отклик.

С 2010 года школа является ресурсным центром РЦРО по теме «Реализация программы этнографического воспитания «Музей – центр этнокультуры»».  В контексте программы реализуются проекты по праздникам народного календаря разных национальностей.

В рамках этой программы мною была составлена авторская «Комплексная целевая программа этнокультурного образования «Истоки»», в которую входит программа клуба «Истоки» при этнографическом музее «Русская изба», программа «Родная сторона» для первого класса, составленная в соответствии с ФГОС, программа работы творческой мастерской по изготовлению русских народных кукол «Мартиничка». Эта мастерская появилась в результате выполнения учащимися 4-го класса социального проекта. Программа работы мастерской составлена в соответствии с праздниками народного календаря и рассчитана на детей от одного года и на взрослых людей.

Еще один проект, который из исследовательского проекта вырос в практико-ориентированный. Это - «История русской рубашки».

Так, в течение пяти лет более 20-ти детей класса принимают участие в реализации разных проектов.

Категория: Мои статьи | Добавил: ElenaAlexandrovna (28.04.2013)
Просмотров: 1980 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz