Эссе «Моя педагогическая философия»
Земская Елена Александровна, учитель начальных
классов
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 28 города Томска
«Все
начинается с любви…»
Вы все знаете, чему
учат в современной школе. А знаете ли вы, чему можно учить в современной школе?
Оказывается, можно учить любить!
Все начинается с любви.
Все, что делает человека человеком. Именно педагогика определяет средства,
методы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя,
стать творческой личностью.
Профессия учителя
невозможна без любви к детям. Иногда кажется, что в школе для нее все меньше
места и времени. Что хотят родители современного ученика от школы? Знаний! И в
большом количестве! Школа предлагает разнообразные виды внеурочной
деятельности, и родители соглашаются, чтобы их ребенок изучал экологию,
экономику, иностранный язык, занимался проектной деятельностью, танцами,
вокалом. И никто не говорит об уроках доброты, любви, вежливости!
Ребенок 11 лет растет в
школе, и ему нужно научиться достигать гармонии с миром, набираться сил,
уверенности, чтобы идти по дороге жизни одному, без учителя.
Часто сравнивают
профессию врача с профессией учителя: хороший врач не лечит, а помогает
выздороветь. Хороший учитель не учит, а помогает ребенку стать успешным
человеком с большой душой.
«Вы ничему не можете научить человека,
Вы можете только помочь ему открыть это
в себе»
Галилео Галилей.
Чтобы ребенок раскрылся, учителю необходимо
привлечь его внимание, заинтересовать собой, увлечь его собой, то есть
приобщить к своему опыту, ценностям и
выйти на сотрудничество. А что такое «сотрудничество»? По моему мнению, это
совместная деятельность, труд, совместное преодоление трудностей. А
сотрудничество предполагает любовь. Любовь снимает тревожность и дает ощущение
безопасности. Все неудачи у человека бывают вследствие заниженной самооценки и
недостатка любви. Заниженная самооценка подчеркивает плохое отношение к себе, а
это и плохое отношение человека к людям.
«Воля Бога в том, чтобы мы жили счастьем
и жизнью друг друга…
Люди помогают друг другу своей радостью, а не
горем».
Джон Рёскин.
«Совершеннейший из людей тот, кто любит
всех ближних своих и делает им добро без разбора, хороши ли они или дурны».
Магомет
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод: учитель – это не только знаток своего предмета, не только
психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, способная к
саморазвитию, способная любить, быть счастливой и сделать счастливым другого.
Я могу назвать себя
счастливым человеком. Мой мир – это я, моя семья, мои ученики, друзья. У меня прекрасная семья. С раннего детства мне
привили любовь к Родине, к народным традициям, к музыке. Эту любовь я предаю
своим ученикам. Наша семья живет по законам жизни, созданным человечеством на
протяжении многих веков. Это – честность, порядочность, свобода, скромность,
вежливость, ответственность. Размышляя о своем жизненном пути, я понимаю, что
не могу провести черту между тем, где заканчивается моя работа и начинается
личная жизнь. Мне хочется, чтобы в моем мире всегда было тепло и светило
солнце.
Как же сделать так,
чтобы дети в школе впитали в себя и великодушие, и благородство, и доброту? Их
надо просто любить! Кто такая первая учительница? Это – вторая мама. Часто мы
можем услышать от маленького школьника обращение к тебе – мама. Стараюсь не обмануть его ожидания. Буду, как мама, доброй,
любящей, в меру строгой.
«Педагог без любви к
ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без
чувства цвета». Сухомлинский В.А.
Я верю, что каждый
ребенок талантлив. Моя задача как учителя - зажечь искру талантливости ребенка.
Развитие ребенка, совершенствование его лучших качеств может проходить только в
деятельности. Чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс
обучения и воспитания. Сейчас дети развиваются рано. Сменились ценности, но
ценность жизни, любви неизменна. Учителю необходимо осознать мировую
потребность духовности и помочь детям найти свою дорогу к добру. А дорога эта
для моих учеников начинается в нашем маленьком школьном музее «Русская изба»,
руководителем которого я являюсь 7 лет.
Погружение в мир
народной культуры, знакомство с национальными праздниками, обычаями, костюмом –
вот тот способ вложить в душу ребенка понятие того, что в основе всего лежит
Любовь и Доброта! Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие,
понимающие глаза учеников, их добрые, любящие сердца.
«Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который
прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель
соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель». Толстой
Л.Н.
|