Программа
творческой мастерской «Мартиничка».
Цель духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся:
ü Социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою
личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Исходя из этой цели, обучающиеся
самостоятельно поставили конкретную
цель:
ü создать в МАОУ СОШ №28 на базе
музея «Русская изба» творческую мастерскую по изготовлению русских народных
кукол.
Задачи духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся:
ü Формирование способности к
духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой,
социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и
моральных норм;
ü Осознанное принятие обучающимися
базовых ценностей многонационального народа России, национальных и этнических
духовных традиций;
ü Развитие трудолюбия, способности
к преодолению трудностей;
ü Воспитание ценностного отношения
к своей культуре, языку;
ü Формирование толерантности и
основ культуры межэтнического общения;
ü Знакомство обучающихся с
культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Исходя из изложенных задач, ребята
поставили свои задачи:
ü
продолжить
изучение обычаев и традиций русского народа и других народов, населяющих
территорию Сибири;
ü
составить
план занятий в мастерской, в соответствии с праздниками народного календаря и
потребностями общества;
ü
провести
опрос и анализ общественного мнения по
вопросу о необходимости открытия в школе творческой мастерской;
ü
составить
рекламный проспект о мастерской;
ü
установить
сотрудничество с разными общественными организациями, занимающимися
культурно-просветительской работой – ТОКМ, ТОХМ, Музей истории Томска, Томская
Епархия, ДДТ «Планета» и др;
ü
проводить
мастер-классы по изготовлению русских народных сувениров и тряпичных кукол;
участвовать в фестивалях различного уровня;
ü
проводить
благотворительные акции совместно с фондом Алёны Петровой;
ü
проводить
обучающие мастер-классы в Областном доме ребёнка;
ü
участвовать
в этнографических экспедициях по распространению знаний о русской культуре.
Программа деятельности мастерской
рассчитана на детей от одного года. Планируется проводить занятия в выходные
дни, с целью привлечения жителей микрорайона.
1 модуль
Дети
от 1 года до 3 лет
Виды
деятельности:
Изучение
потешек, пальчиковых игр, изготовление пальчиковых кукол.
2 модуль
Дети
от 4 лет до 7 лет.
Знакомство
со считалками, песенками, прибаутками.
Куклы
- Кувадки, пеленашки, мартинички.
3 модуль
Дети
от 8 лет до 15 лет
Куклы
к праздникам народного календаря, обрядовые свадебные куклы с изучением
свадебных обрядов разных народностей, населяющих Россию.
Изготовление
тряпичных кукол мы постарались подчинить русским народным календарным
праздникам.
Круг
годовых календарных праздников русского народного календаря.
1.
Рождество
Христово. 6 января – Рождественский сочельник, кукла-Коляда.
2.
7
января - кукла Рождественский Ангел, 8 января - «Бабьи каши», кукла – Пеленашка
3.
Крещение
– 19 января. Кукла Крестцы.
4.
Евдокия
– 14 марта. Кукла конь.
5.
Сороки
святых – 22 марта. Куклы Мартинички.
6.
Благовещенье
– 7 апреля. Куклы Лихоманки.
7.
Никола
Вешний – 22 мая. Кукла – Кукушка.
8.
Акулина
Гречишница – 26 июня. Куклы Крупенички.
9.
Трофим
Бессонник – 5 августа. Кукла Бессонница.
10. Параскева Пятница – 10 ноября.
Кукла Параскева.
11. Пасха – подвижный праздник. Кукла
Красная Пасха и Ангел голубого цвета.
12. Масленица. Кукла Масленица.
13. Спиридон – Солнцеворот – 25
декабря. Солнечный Символ.
14. Свадебные обрядовые куклы.
Мировое дерево. Столбушки.
15. Обрядовые куклы, связанные с
рождением ребёнка. Кувадки.
Планируемые
результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся в ходе реализации
этого социально – значимого проекта:
1.
Первый уровень результатов.
Приобретение обучающимися социальных знаний в результате тесного взаимодействия
со своими учителями, другими взрослыми людьми.
2.
Второй уровень результатов.
Получение обучающимися опыта освоения базовых ценностей общества и позитивного
отношения к ним. Взаимодействие обучающихся
между собой на уровне класса, образовательного учреждения.
3.
Третий уровень результатов.
Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного
действия, формирования у них социально – приемлемых моделей поведения. Формируется
в результате взаимодействия обучающегося
с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.
Полный текст
|